Даже если в некоторых случаях налог обманчиво кажется небольшим, учитывая общий объем экспорта, его введение способно существенно снизить конкурентоспособность целых отраслей промышленности. По мнению BCG, нововведение резко сократит прибыль поставщиков плоского металлопроката (в среднем более чем на 40%). Касательно листовой стали: производители, применяющие электродуговые печи, будут находиться в более выгодном положении по сравнению с предприятиями, оснащенными менее экологичными доменными печами и кислородными конвертерами. BCG считает, что углеродный налог для нефтегазовой промышленности составит 1,4–2,5 млрд долл. в год, а для металлургических и горнодобывающих компаний – 0,4–0,6 млрд долл. в год. Не следует также забывать, что цена на углеродные выбросы не является константой. По расчетам агентства Argus, к 2030 году цена на выбросы может достигнуть 32–65 евро за тонну.
Отечественная промышленность начинает реагировать на новые вызовы: многие российские компании стремятся не только минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, но и включить принципы устойчивого развития в свои стратегии. При этом многие предприятия не только измеряют и публикуют углеродный след от своей продукции, но и стараются сократить его. В данной ситуации в более выигрышном положении окажутся те российские компании, которые в последние годы предпринимали значимые усилия для сокращения углеродного следа своей продукции, внедряли зеленые технологии и снижали производственные выбросы.
Не исключено, что на определенном этапе в России в рамках сокращения выбросов будет предложен механизм торговли квотами на выбросы парниковых газов. Также в августе 2020 года Минэкономразвития направило на согласование в заинтересованные ведомства проект концепции системы учета, регистрации, выпуска в обращение и зачета результатов климатических проектов, осуществляемых на территории России.
Потенциальную угрозу от введения ТУР не следует недооценивать, и уже сейчас необходимо начать действовать с целью минимизации потенциального ущерба для отечественных экспортеров. Речь идет не только о сокращении выбросов парниковых газов или введении инструментов углеродного регулирования и торговли квотами на выбросы. Необходимо также разработать скоординированный, экономически обоснованный регуляторный ответ на европейские климатические инициативы как со стороны бизнеса, так и со стороны государства в интересах российских производителей.