© 2017-2021 ПАО «ТМК»
+
+
РЫНКИ

Хроники
восстановления

Октябрьский краткосрочный прогноз Всемирной ассоциации производителей стали (worldsteel) на 2020 и 2021 годы оптимистичнее предыдущего, июньского. Ожидания падения мирового спроса на сталь по итогам 2020 года сохраняются, однако в меньших масштабах, чем предполагалось ранее.

Согласно прогнозу worldsteel, в 2020 году мировой спрос на сталь сократится на 2,4%, до 1725,1 млн т, из-за пандемии коронавируса. Для сравнения: июньский прогноз говорил об ожидаемом сокращении на 6,4%. Снижение спроса будет нивелировано уверенным восстановлением экономики Китая. В целом общемировые темпы восстановления рынка стали после отмены карантинных ограничений также оказались выше ожидаемых. Однако существенное сокращение спроса в 2020 году как в развитых, так и в развивающихся странах еще не преодолено. В 2021 году ожидается лишь частичное восстановление: по прогнозу worldsteel, спрос вырастет на 4,1% по сравнению с 2020 годом, до 1795,1 млн т.

Комментируя прогноз, председатель экономического комитета worldsteel г-н Аль Ремейти отметил: «Мировая сталелитейная промышленность преодолела самый низкий уровень спроса в апреле и начала восстанавливаться с середины мая. Однако в разных странах это происходит неравномерно в зависимости от успешности мер по сдерживанию коронавируса, от структуры национальной промышленности и мер поддержки экономики. Китай демонстрирует на удивление устойчивые темпы восстановления, что привело к существенному пересмотру прогноза на 2020 год в сторону повышения. В остальных странах, как развитых, так и развивающихся, будет наблюдаться резкий спад спроса на сталь. Пандемия ускорила развитие мегатрендов, которые постепенно трансформируют как наш сектор, так и отрасли – потребителей стальной продукции, что ведет к гораздо более долгосрочным последствиям, чем краткосрочные изменения спроса».

Эффект Китая

Динамичное восстановление экономики Китая с конца февраля 2020 года сохраняет стабильные темпы. С января по август 2020 года инвестиции в недвижимость выросли на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и возобновились инвестиции в инфраструктуру. В том же периоде был отмечен рост в машиностроении и автомобилестроении на 10,9 и 7,6% соответственно, а также активизация розничных продаж. Экономика Китая быстро идет к тому, чтобы полностью войти в обычное русло, прогнозирует worldsteel.

Ожидается, что спрос на стальную продукцию в Китае вырастет по итогам 2020 года на 8% на фоне мер правительства по стимулированию развития инфраструктуры и положительных показателей рынка недвижимости. Согласно прогнозу, активностью в данном сегменте будет поддерживаться спрос на сталь и в 2021 году. Восстановление обрабатывающего сектора будет носить ограниченный характер с учетом перспектив слабого роста мировой экономики в 2021 году.

Стимулы для роста

В странах с развитой экономикой темпы роста в промышленности, только начавшие набирать обороты после замедления в конце 2019 года, вновь сошли на нет в результате пандемии. Согласно прогнозу worldsteel, даже несмотря на резкое восстановление в экономике после снятия ограничительных мер, которое позволило компенсировать спад из-за пандемии, ощутимое падение рынков по итогам 2020 года неизбежно.

В экономике США были отмечены высокие темпы восстановления после снятия карантина, чему способствовали масштабные меры господдержки. Спад в обрабатывающем секторе был менее серьезным, чем ожидалось. Однако прогноз на 2021 год менее оптимистичен, положительная динамика может оказаться неустойчивой. Довольно сдержанными являются также прогнозы для строительной отрасли и автомобилестроения.

В Европе негативные последствия пандемии коронавируса были нивелированы серьезными программами соцподдержки и налогово-бюджетными стимулами. Восстановление после снятия ограничительных мер в ЕС оказалось более быстрым, чем ожидалось, однако глубокий спад в основных металлоемких отраслях, особенно в автомобилестроении, будет способствовать существенному спаду по итогам 2020 года. Падение было особенно заметно в Италии и Испании. В Японии и Южной Корее, несмотря на относительно успешное сдерживание COVID-19 с помощью менее жестких ограничительных мер, спрос на сталь в 2020 году значительно сократится. В 2021 году, как ожидается, здесь будет наблюдаться ограниченное восстановление в связи с падением экспорта и низким уровнем уверенности на рынке.

По прогнозу worldsteel, спрос на сталь в странах с развитой экономикой в целом снизится на 14,9% в 2020 году и увеличится на 7,9% в 2021 году.

Сила инвестиций

В целом развивающиеся страны (кроме Китая) были менее подготовлены к противодействию пандемии. Последствия – быстрое падение внутреннего спроса, обвал экспорта и цен на сырьевые товары, а также ступор в туристической отрасли. Однако масштабы кризиса отличаются по разным странам в зависимости от структуры экономики и серьезности требуемых ограничительных мер.

Индия и Бразилия в наибольшей степени пострадали от невозможности эффективно сдерживать распространение вируса. Ожидается, что в Индии, где были приняты одни из самых серьезных ограничительных мер в мире, произойдет рекордное за последние десятилетия снижение спроса на сталь. Однако относительно быстрое восстановление может произойти в 2021 году в связи с ростом потребления в сельском хозяйстве и госинвес­тициями в инфраструктуру. Что касается Латинской Америки, последствия оказались ощутимыми для всего континента, учитывая локальные структурные проблемы и неэффективность антикризисных мер. Восстановление в 2021 году будет медленным.

Среди стран АСЕАН особенно пострадали Малайзия и Филиппины, в то время как некоторые страны региона добились хороших результатов и смогли избежать принятия серьезных ограничительных мер. Спрос на сталь во Вьетнаме будет расти благодаря успешному сдерживанию COVID-19. Регион MENA также серьезно пострадал от двойного удара пандемии и обвала цен на нефть.

Ожидается, что благодаря инвестициям в инфраструктуру в 2021 году рынок стали в развивающихся странах будет восстанавливаться более быстрыми темпами, чем в странах с развитой экономикой. По прогнозу worldsteel, спрос на сталь в развивающихся странах, кроме Китая, снизится в 2020 году на 12,3%, а в 2021 году восстановится на 10,6%.

Темпы годового роста (%)
млн тонн

Самый устойчивый

    Строительный сектор оказался более устойчивым к воздействию пандемии, так как правительства многих стран сосредоточили усилия на реализации государственных проектов в этой сфере.

Испытание кризисом

Металлоемкие отрасли пострадали от ограничительных мер в меньшей степени и восстанавливаются быстрее, чем гостиничная, авиационная отрасли и индустрия развлечений. Тем не менее, согласно выводам worldsteel, несмотря на уверенные темпы роста в обрабатывающем секторе, цепочка поставок для металлоемких отраслей будет испытывать долгосрочные негативные последствия из-за банкротства ряда малых и средних предприятий.

Строительный сектор оказался более устойчивым к воздействию пандемии, так как правительства многих стран сосредоточили усилия на реализации государственных проектов в этой сфере. В странах с развитой экономикой эта динамика сохранилась после ослабления карантинных мер во многом благодаря инвестициям в инфраструктуру, отложенному спросу, низким ипотечным ставкам и более доступным кредитам.

В развивающихся странах, особенно в Турции, Мексике и Бразилии, по итогам 2020 года в стройиндустрии ожидается падение по причине начавшейся глубокой рецессии и финансовых трудностей. В Китае, напротив, строительный сектор восстановится очень быстро благодаря мерам госстимулирования.

В 2021 году рост в строительной отрасли будет идти медленными темпами, согласно прогнозам, его будут обес­печивать инфраструктурные проекты, особенно в развивающихся странах.

Автомобилестроение является одной из наиболее пострадавших от коронавирусного кризиса отраслей. В апреле 2020 года производство автомобилей во многих странах упало на 70–90%. Перебои в поставках удалось преодолеть достаточно быстро, однако ситуация в этом секторе после снятия карантина улучшилась не намного. В II квартале 2020 года объемы мирового автопроизводства снизились на 34% год к году. Хотя устойчивый внутренний спрос на автомобили в Китае ускорил восстановление сектора, в целом показатели их производства в КНР за период с января по август 2020 года были на 9% ниже, чем за аналогичный период 2019 года. В других странах ситуация значительно хуже.

Производство автомобилей в Германии и США за период с января по август сократилось более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом, а в Индии, где выпуск легковых автомобилей был полностью остановлен на время карантина, падение за тот же период превысило 46% год к году. При этом в настоящее время в отрасли наблюдается реструктуризация, в том числе реорганизация цепочек поставок для повышения их устойчивости.

Доля потребления
стали в мировом объеме
2019 год
2,4 %
41,6 млн т
Центральная и Южная Америка
9,0 %
158,3 млн т
ЕС-28
2,1 %
36,4 млн т
Африка
1,9 %
33,8 млн т
Остальная Европа
2,7 %
47,9 млн т
Ближний Восток
3,3 %
58,9 млн т
СНГ
71,0 %
1254,5 млн т
Азия и Океания
7,7 %
135,3 млн т
НАФТА
2020 год
2,2 %
37,4 млн т
Центральная и Южная Америка
7,8 %
134,3 млн т
ЕС-28
1,8 %
30,6 млн т
Африка
2,0 %
35,2 млн т
Остальная Европа
2,2 %
38,5 млн т
Ближний Восток
3,1 %
53,6 млн т
СНГ
74,3 %
1280,9 млн т
Азия и Океания
6,6 %
114,6 млн т
НАФТА
2021 год
2,3 %
40,5 млн т
Центральная и Южная Америка
8,3 %
149,0 млн т
ЕС-28
1,9 %
33,4 млн т
Африка
2,2 %
39,3 млн т
Остальная Европа
2,3 %
40,9 млн т
Ближний Восток
3,1 %
56,5 млн т
СНГ
73,1 %
1313,1 млн т
Азия и Океания
6,8 %
122,2 млн т
НАФТА
Азия и Океания
НАФТА
Центральная и Южная Америка
ЕС-28
Африка
Остальная Европа
Ближний Восток
СНГ

Поддерживают баланс

Все страны стремятся найти выверенный баланс между сдерживанием коронавирусной инфекции и поддержанием экономики на плаву.

Удержать баланс

Машиностроительная отрасль столкнулась с серьезными трудностями, вызванными нарушением цепочек поставок и сокращением количества заказов в период карантина. Первым пострадал сектор машиностроения в Китае в начале 2020 года, в II квартале под удар попали также производители в ЕС, США и Японии. С мая 2020 года темпы снижения объемов производства замедлились, но в большинстве стран падение в отрасли продолжается. Низкие доходы и уровень уверенности на рынке приводят к задержкам или отмене инвестпроектов, что ослабляет темпы дальнейшего восстановления сектора после первоначального подъема. Исключением вновь является Китай, где объемы производства за период с января по август 2020 года превысили показатели аналогичного периода 2019 года.

Сдержанные прогнозы относительно восстановления объемов инвестиций будут ограничивать темпы восстановления в секторе машиностроения в среднесрочной перспективе.

С момента снятия ограничительных мер в большинстве стран в середине мая отложенный спрос дал импульс к быстрому восстановлению деловой активности после сильного спада. Все страны стремятся найти выверенный баланс между сдерживанием коронавирусной инфекции и поддержанием экономики на плаву. Тем не менее темпы восстановления по-прежнему неустойчивы, учитывая вторую волну пандемии, сохранение требований социальной дистанции, высокую безработицу и низкий уровень уверенности на рынке. Согласно выводам worldsteel, не исключено, что восстановление будет проходить с чередованием резких спадов и подъемов, при этом полное восстановление в 2021 году маловероятно.

Вернуться на главную